Миф о любимом вожде

Выставка том, как образы выдающихся политических деятелей вбивались в сознание широких масс не только лозунгами, а рукой искусства. Выставка рассказывает не о жизнедеятельности Ленина и Сталина, а о том, чего мы, в общем, не знаем, — какими средствами создавались культы вождей, как они поддерживались, какова была их эволюция. И удивительное дело – многие из этих приемов не забыты до сих пор! Оглянитесь и вслушайтесь – скоро прилагательное «ВЕЛИКИЙ» снова станет существительным! 

В Историческом музее еще 26 марта открылась выставка, посвященная МЕТОДАМ и СРЕДСТВАМ канонизации личности в истории на примере создания культа личности сначала В.И.Ленина, а позже И.В. Сталина.
Как выглядел Владимир Ильич? Его рост был 165 сантиметров. Все, кто видел его, отмечали что он был всегда скромно, аккуратно и опрятно одет — без излишеств. Это вещи, в которых он приехал из эмиграции в Швейцарии. Мы привыкли видеть Ленина в кепке, но, надо сказать, что вернулся Ленин в Петроград в шляпе. Элегантные вещи, да, Владимира Ильича даже в самые лихие революционные дни нельзя было застать неопрятным. Это все влияние его матери, у нее были немецкие и шведские корни, она воспитывалась в пуританском духе и так же воспитывала детей.
Сталин при прощании с Лениным заявил себя наследником его дела. И посмертный культ Ленина до начала 1930-х годов служил легитимным средством восхождения Сталина к вершинам власти.
Картина Серебряного (1947) посвящена пятому съезду РСДРП в лондонской церкви братства. На съезде была острая политическая борьба между большевиками и меньшевиками по вопросам тактики в период спада революции, и для поддержки партии большевиков с Кавказа приглашается никому не известный революционер. В протоколах он проходил под псевдонимом Иванович и на съезде не выступал. Он не был наделен ни решающим, ни совещательным голосом, но Серебряный в 1947-м делает его центром композиции. Из узнаваемых людей вы видите только Ленина, Сталина, Горького и Ворошилова. Но критики этого не замечали. Знаете за что они критиковали эту картину? За то, что молодой революционер не мог сидеть в присутствии Ленина, да еще широко расставив ноги. Не мог он так себя вести перед лицом учителя.
На плакате Клуциса Сталин изображен в одном ряду с основоположниками научного коммунизма и Лениным. Обратите внимание на прием художника: из четверых Сталин единственный, кто имеет контакт с публикой. Он смотрит вам прямо в глаза. Тем самым художник подчеркивает его значимость.
Ну, и апогеем можно считать «Плакат к 70-летию Сталина». Книга в христианской живописи всегда находилась в руках отцов церкви, это атрибут богословской учености. Причем закрытая книга означала тайну или совершение таинства, а открытая — путь к мудрости и правде. Если вы посмотрите на этот плакат, то увидите тайну и таинство за Иосифом Виссарионовичем. Но в руках он держит раскрытую книгу, и он один знает путь к правде и свободе, поскольку он — светоч коммунизма.

X